Алан Розенталь. Подготовительный период фильма


    Алан Розенталь. Подготовительный период фильма


    При съемке фильма, прежде чем в первый раз прозвучит команда "Мотор!" проходит не малая подготовительная стадия. О том, что в неё входит и насколько важен этот процесс, рассказывается в книге Алана Розенталя "Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес", часть которой мы приводим в этой статье.

    Глава 1. Подготовка плацдарма

    Из книги Алана Розенталя "Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес", создание кино сценария, идея, замысел, задачи фильмаВремя от времени я встречаюсь со своим партнером Ларри, чтобы обменяться новыми киноидеями. Обычно Ларри сидит, лихорадочно делая записи, а я брожу вокруг него с чашкой кофе.

    «Как насчет сериала о городах? — говорю я. — О нашем вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем дне, изменениях в окружающей среде, о том, как эти изменения сказываются на качестве нашей жизни. А может снять разделенные города: Бейрут и Берлин, Иерусалим и Белфаст? Или, например, покинутые — Анкор Ватт, Фатипур Сихри? Еще есть заново отстроенные: Токио и Ковентри. В качестве лейтмотива можно использовать «Метрополис». Ну, что ты об этом думаешь?»

    Теперь наступает очередь Ларри. «А я бы хотел сделать фильм «Британский стяг над Эдемом» о британских писателях и актерах Голливуда 30-х годов. От Гарри Гранта до Бориса Карлова. Их было немало. Они даже организовали свою крикетную команду с Дейвидом Нивеном и Эролом Флинном. А вот еще идея: мы снимаем знаменитых генералов на местах былых сражений, где оживают их воспоминания.».

    Идеи, конечно, не возникают непосредственно на встрече. Чтение, новости политики и текущие события позволяют нам заранее подготовить целый блок потенциальных материалов. Эти материалы со временем дозревают, и мы обсуждаем уже обдуманные и сформулированные идеи, проверяя их друг на друге. Некоторые из них новые, некоторые возникли давно. Часто прежняя идея неожиданно становится воплотима, приобретая актуальность в свете происшедших событий. Так, трагедия землетрясения в Армении возродила мой интерес к теме городов.


    Выбор темы

    За внешней хаотичностью наших встреч скрывается серьезный творческий процесс. Подшучивая друг над другом, мы с Ларри приближаемся к принятию серьезного решения о том, чтобы потратить несколько месяцев собственной жизни на съемку фильма. Но прежде, чем что-то предпринимать, мы должны ответить на один очень важный вопрос: «Почему мы хотим снять именно этот фильм?». Данный вопрос имеет решающее значение.

    Зачастую другого выбора у нас нет. Мы одержимы темой, она преследует нас уже несколько лет. Мы вкладываем в нее все воображение, чувства, мысли. Мы не можем не говорить о ней, наш жизненный и политический опыт соответствует будущей работе.

    Я убежден, что именно так создаются лучшие фильмы. Они рождаются из страстного желания сказать человечеству о человечестве что-то интересное, новое, жизненно важное как, например, в фильме Роба Эпштейна «Время Харви Милк» или «Совершенно позитивно» Питера Адера. Некоторые работы просто затрагивают какой-то вопрос (Марлон Риге «Установка цвета»), некоторые призывают к социальным или политическим переменам (Эйб Ошероф «Мечты и кошмары», Барбара Коппл «Графство Гарлан»). Иногда фильм становится предупреждением из прошлого будущим поколениям (Клод Ланцман «Шоа», Марсел Офулс «Агония и жалость», великолепный сериал Генри Хамптона «Взгляд на приз»).

    Можно годами обдумывать тему и мечтать о фильме, но этого не достаточно. Рано или поздно придется задуматься над еще одним принципиальным вопросом: можно ли из этого сделать историю? Если тема представляет собой только вопрос для общего обсуждения, отдайте ее в ток-шоу на телевидении. В основе хорошего документального фильма лежит крепкий повествовательный стержень и история, рассказанная максимально убедительно и драматично.

    Да, я знаю, что существуют прекрасные и талантливые документальные картины, снятые в импрессионистской манере без всякой истории. Среди наиболее выдающихся работ этого жанра, появившихся в последние годы, можно назвать фильмы «Сатя» Эллен Бруно и «Империя луны» Криса Самуэльсона. Однако я продолжаю настаивать на том, что драматический сюжет является основной составляющей документального фильма.
    Захватывающий сюжет сразу переводит ваш фильм из категории «интересных» в категорию «незабываемых». Рик Берне («Доннер Пати») повествует о трагичной жизни и смерти первых американских поселенцев. Фильм «Сердца тьмы» рассказывает о сложностях съемки картины «Апокалипсис сегодня».
    Мощный сюжет всегда обладает силой обобщения, выходя за рамки одной личности. Фильм Джона Петта «Утро» посвящен высадке союзников в Нормандии во время Второй Мировой войны, Антони Томас («Да придет царствие твое...») рассказывает о развитии религиозного Фундаментализма в Техасе и так далее.

    Таким образом, я всегда начинаю с драматичной истории, которая меня увлекает. А что дальше? Если появляется идея, на которую стоит потратить несколько месяцев жизни, я задаю себе кучу вопросов.

    Целесообразна ли идея? Есть ли в ней интересные герои, на которых можно построить сюжет? Какой потребуется бюджет? Будет ли идея представлять интерес для широкой аудитории? Как можно развить замысел? Мы начинаем подготовку плацдарма, и выясняем, есть ли в нашей идее потенциал, достаточный для ее воплощения. В принципе, если идея стоящая, нужно немедленно приступать к делу, но перед этим все-таки необходимо ответить на последний и главный вопрос: сможем ли мы продать нашу блестящую идею? И если да, то как?

    Очень здорово быть сценаристом, но, как правило, серьезный режиссер-сценарист с самого начала должен заниматься поисками финансирования, особенно если он выполняет функции продюсера. Таким образом, сценарист проделывает двойную работу. Во-первых, он должен написать заявку, то есть документ, где кратко сформулирует основную идею и попытается убедить какую-либо финансирующую организацию — спонсора, ассоциацию или телекомпанию — субсидировать фильм. Во-вторых, сценарист должен написать сценарий. Значительная часть этой книги посвящена проблемам и вопросам, связанным с написанием заявки. Если вам подают фильм на тарелочке с голубой каемочкой, и вы не беспокоитесь о финансировании или о том, как продать свои идеи, можете пропустить эти страницы. В таком случае было бы здорово, если вы черкнули мне записку и рассказали, как вам это удалось, потому что я уже позеленел от зависти.


    Нужно ли писать сценарий?

    Если бы вас попросили назвать девять-десять выдающихся документальных фильмов или сериалов, вполне вероятно, что среди них могли оказаться «Нанук» («Nanook of the North»), «Больница» («Hospital»), «Самый лучший парень» («The Best Boy»), «Графство Гарлан» («Harlan County»), «Мозг» («The Brain»), CBS Reports, «Военная игра» («The War Game»), «Дневник для Тимоти» («Diary for Timothy»), «Прогулка по двадцатому веку» («A Walk Through the Twentieth Century»), «Девушки-солдатки» («Soldier Girls») и «Развязанные языки» («Tongues Untied»). Чем примечателен этот список? Прежде всего, разнообразием: от классического социального портрета инуитов-эскимосов, сделанного флаэрти, до тонкого наблюдения за жизнью Англии конца Второй Мировой войны, снятого Дженнингсом. «Самый лучший парень» повествует о жизни умственно отсталого человека; «Графство Гарлан» — о бастующих шахтерах. «Военная игра» — ужасающая документальная драма о возможных последствиях атомного взрыва в маленьком британском городке. Все они, каждый по-своему, являются примерами действительно выдающихся документальных фильмов.

    Какое участие в этих проектах и их успехе принимали сценаристы? За исключением сериала CBS Reports только пять или шесть работ — «Военные игры», «Мозг», «Двадцатый век» и, может быть, «Дневник для Тимоти» — имели что-то, напоминающее полную предварительную сценарную версию или план. Другие фильмы создавались без всякого сценария. Наверное, существовали какие-то наброски или заметки, велись длинные дискуссии о том, какие эпизоды снимать, но подробных сценариев с предполагаемым видеорядом и дикторским текстом не существовало. Большинство фильмов было собрано непосредственно на монтажном столе. Следовательно, можно сделать хороший фильм и без сценария или, по крайней мере, чернового сценария, который четко определит действие и его развитие, представит полный дикторский текст или его основные тезисы. Это, конечно, подтверждено успехом метода киноправды в 1960-х годах и почтением, оказываемым пионерам этого жанра.

    Да, можно снимать фильм без предварительного сценария. Нельзя снимать фильм без концепции. Под концепцией я понимаю общую идею, которая придает фильму определенное направление в соответствии с ясным планом. Но к этому мы вернемся позже.


    Назначение сценария


    Если мастера киноправды прекрасно обходятся без сценария, то, видимо, все остальные тоже могут отказаться от него. Подумайте о колоссальной экономии времени, кофе, сигарет, истрепанных нервов, ведь достаточно всего нескольких черновых набросков. Прекрасная перспектива!
    Так почему сценарий? Потому что сценарий является наиболее логическим и целесообразным путем создания фильма. Я рассматриваю фильм как нечто сходное с архитектурным проектом. Здания можно возводить без базового дизайна и рабочих чертежей, в такой же степени можно без сценария создавать любые фильмы, но в обоих случаях существует миллион причин для того, чтобы записать и оформить творческие идеи. Другими словами, приличный сценарий в тысячу раз упрощает задачу создания фильма.

    Почему это происходит? В чем состоит действительная польза сценария и каковы его основные функции?

    1. Сценарий является организационным и структурным инструментом, справочником и руководством, необходимым для всех участников фильма.

    2. Сценарий представляет идею фильма всем, заинтересованным в его производстве, формулируя ее четко, просто и образно. В сценарии указана тема фильма и развитие его действия. Сценарий дает спонсору возможность понять, о чем фильм, и убедиться, что общие предварительные беседы оформились в приемлемые для фильма идеи.

    3. Сценарий необходим как режиссеру, так и оператору. В нем содержится важная для оператора информация о настроении, действии и отдельных аспектах съемки. Этот документ должен помочь режиссеру в определении подхода и линии развития сюжета, его внутренней логики и последовательности.

    4. Сценарий в дальнейшем поможет всей съемочной группе, так как в нем есть ответы на многие важные вопросы:
    • Размер бюджета;
    • Количество съемочных площадок и съемочных дней;
    • Необходимая осветительная аппаратура; «
    • Наличие спецэффектов;
    • Использование архивных материалов;
    • Необходимость дополнительной аппаратуры и оптики.


    5. Сценарий станет руководством для режиссера монтажа, раскрыв предполагаемую структуру фильма и последовательность эпизодов. На практике монтажер читает исходный сценарий, но работает с несколько иным документом — монтажными листами. (По определенным причинам монтажные листы могут значительно отличаться от исходного сценария) — следовательно, сценарий является рабочим документом, а не литературным произведением. Это основа всех планов и действий. Он может оказаться выдающимся художественно-литературным произведением (что случается крайне редко), но это не самое основное предъявляемое к нему требование. Сценарий существует для того, чтобы изложить содержание фильма и предложить оптимальный способ его создания.

    Я уже воспользовался аналогией с архитектурным проектом, но это сравнение верно только до определенной степени. Сценарий является руководством или первым тактическим планом сражения, самым удобным способом запустить фильм на основе информации, известной на момент написания. Это только примерный план движения по неотмеченной на карте территории, где указаны конечная цель маршрута и путь, который на этом этапе представляется наиболее вероятным.

    Реальные съемки могут заставить вас многое изменить. Например, запланированные эпизоды не дали нужный эффект. Отличный персонаж, который выглядел таким живым и открытым во время пробного интервью, на пленке оказался плоским и ненужным. Хваленый карнавал, который вам расписали как потрясающее зрелище и который должен был стать кульминацией фильма, вышел ужасно унылым. Часто появляются и новые возможности: необычные персонажи или непредвиденный поворот событий. Даже самый подробный план не может предотвратить все неожиданности. В любом случае вам может понадобиться коренным образом изменить свое понимание фильма и сценария: пересмотреть отснятые эпизоды, отказавшись от одних и оставив другие, поменять местами целые части фильма.

    Теория практически никогда не совпадает с практикой, являясь неисчерпаемым источником головной боли для режиссера. Сценарий, который так привлекательно выглядел на бумаге, оказывается совершенно бесполезным после предварительного монтажа материала: ритм никуда не годится, фильм перегружен информацией и так далее до бесконечности. Приходится выверять сценарий, вырезать и перемонтировать эпизоды в соответствии с новой логикой. В большинстве случаев это делается относительно просто: сценарий модифицируется с учетом изменений без разрушения основной структуры и замысла фильма.


    Основные стадии работы над фильмом

    Чтобы увидеть потенциальные проблемы сценария, полезно Представить себе весь процесс создания фильма, основные стадии которого приведены ниже. Производство документального фильма с предварительно написанным сценарием, скорее всего, пройдет следующие этапы:

    1. Разработка сценария;
    Идея и ее развитие;
    Обсуждение со спонсорами и финансирующими структурами;
    Предварительное исследование;
    Написание заявки;
    Согласование заявки;
    Согласование бюджета;
    Исследование;
    Написание режиссерского сценария;
    Согласование и редактирование сценария.
    (После этого сценарист может немного расслабиться, но ненадолго, так как скорее всего будет активно участвовать в процессе производства фильма.)

    2. Режиссерский период (на основе сценария);

    3. Съемки;

    4. Монтаж;
    Монтаж изображения на основе переработанного сценария; Монтаж звука и наложение дикторского текста по согласованному текстовому сценарию;

    5. Микширование звука;

    6. Завершающая лабораторная работа (кино).

    Иногда сбивает с толку само слово сценарий, которое имеет множество совершенно разных значений в зависимости от производственной стадии. Кроме этого, можно там и сям услышать слова сценарная версия и синопсис. В действительности все просто:

    Идея (замысел). Мы уже знаем, что это такое.

    Заявка или синопсис. Чаще всего это несколько страниц с набросками замысла или темы фильма: предлагается общее решение и кратко пересказывается сюжет (история). Назначение этого документа - представить задачи фильма и развитие сюжета финансирующей организации.
    Режиссерский сценарий. Это согласованный основной план (мастер-план). Чаще всего в нем содержится относительно полное описание видеоряда, сопровождаемое схемой идей или предварительным дикторским текстом. Режиссер руководствуется этим сценарием при съемках, составлении съемочного графика и соответствующей сметы. Выше уже упоминалось, что режиссерский сценарий даст оператору возможность выбрать и подготовить необходимую съемочную и осветительную аппаратуру.

    Монтажные листы (видеоряд) либо совпадают с режиссерским сценарием, либо существенно отличаются от него. Обычно режиссер фильма просматривает отснятый рабочий материал вместе с монтажером. Если режиссер решит опустить, добавить или изменить эпизод, он скорее всего составит новый сценарий или сделает пометки для монтажера. Именно это мы и называем монтажными листами. Необходимо помнить, что монтаж производится на основании имеющегося рабочего материала, который может потребовать радикального изменения основного сценария. Отсюда появляется необходимость составления отдельного монтажного сценария (монтажных листов).

    Сценарий дикторского текста является не столько сценарием, сколько окончательным вариантом дикторского текста, сопровождающего изображение. Режиссерский сценарий большинства событийных или биографических фильмов содержит только общую схему основных идей, а написание точного текста откладывается до окончательного закрепления видеоряда. Однако, даже если текст написан на ранней стадии производства, он обычно изменяется при монтаже, что приводит к необходимости создания нового сценария дикторского текста уже на самом последнем этапе.
    Составление и запись дикторского текста являются завершающей стадией монтажного процесса.


    Глава 2. Начало работы

    На старте работа сценариста делится на две стадии: 1) от рождения идеи до оформления и принятия заявки; 2) от исследования до согласования режиссерского сценария. Обе стадии предполагают большой объем письменной работы, но ее цели различны. Конечная цель первой стадии — продажа идеи фильма потенциальным спонсорам. На второй стадии создается рабочий документ, который ляжет в основу производства фильма на всех этапах, от начала съемок до завершения проекта.
    Получается, что сценарист — это рекламный агент, торгаш? В большинстве случаев — да! Иногда его приглашают только для того, чтобы написать сценарий уже запущенного проекта. Но чаще всего сценарист сам является продюсером или работает в тесном контакте с последним; в этой ситуации он должен создать листок бумаги, который продаст идею фильма.
    Безусловно, на первой стадии существуют и другие задачи: упорядочивание мыслей, ясное формулирование идеи, согласование целей и задач со спонсором. Но, как правило, истинная цель этой стадии — убедить кого-либо принять предложение и профинансировать фильм, который может стоить от 5000 до 250000 долларов. На этом пути существуют четыре краеугольных события:

    1. Подача основного предложения;

    2. Обсуждение идеи или предложения со спонсором, телеканалом или другой организацией;

    3. Написание и представление сценарной заявки;

    4. Обсуждение заявки и подписание контракта.

    Выполнение всех стадий неизбежно, если замысел фильма исходит от вас лично. Если автором идеи или заказа выступил телевизионный канал или спонсорская организация, тогда вы можете начинать прямо с заявки-В этой главе я хочу подробно рассмотреть стадии 1 и 2.


    Основное предложение или идея

    Основное предложение содержит письменную формулировку жущей идеи фильма. Это может быть небольшая записка, письмо или морандум, призванный заинтересовать адресата настолько, чтобы он пинял решение о финансировании картины. Ключевое слово — аинтересоватъ. Записка может быть составлена официально или дружески, серьезно или шутливо, но она написана для того, чтобы заинтриговать читателя, стимулировать его интерес и воображение. Вы должны добиться следующей реакции: «Отличная идея! Давайте обсудим ее подробно!».

    Записка должна быть написана коротко и по существу. Интересная идея бросается в глаза сразу. В письме автор в двух словах пересказывает содержание фильма и объясняет, почему идея нравится ему и обязательно должна понравиться спонсору. Вот несколько примеров.

    Помогите!

    Если любой взрослый боится лечь в больницу, то что чувствуют в такой же ситуации дети? Мы считаем, что проблемы, с которыми сталкиваются дети при госпитализации, слишком долго игнорировались.

    В связи с этим мы предлагаем снять десятиминутный фильм, рассчитанный на детей от четырех до двенадцати лет, который помог бы им справиться со своим страхом. В настоящее время назрела серьезная необходимость в таком фильме, а больница Веллингтон, имеющая международную репутацию в сфере ухода, лечения и условий содержания детей, представляется нам идеально подходящим учреждением для создания и поддержки такого прогрессивного фильма.

    По нашим оценкам стоимость производства составит около 12000 долларов.

    Предложение краткое, но воспринимается легко. Оно может сопровождаться предложением встречи для обсуждения деталей проекта в случае возникновения предварительного интереса. Помимо этого можно более подробно обосновать выгодность производства такого фильма для госпиталя.

    Другую идею можно сформулировать следующим образом:

    Уважаемый доктор Корте, За последний месяц я прочитал как минимум три статьи в различных журналах, начиная с Ньюсуик и заканчивая Нью-Йоркер, о распространении стресса и резко возросшем числе самоубийств среди подростков. Что это — простое совпадение или традиция всех времен и народов?
    Сложившаяся ситуация навела меня на мысль о вашем отделе, который заслужил столько хвалебных откликов в прессе в связи с исследованиями студенческого стресса и новаторскими методами его преодоления.

    Я хотел бы предложить вам участие в документальном фильме об общей проблеме стресса. Этот фильм будет способствовать популяризации и распространению ваших методов лечения во всем мире. Мы можем снять его как научно-популярный фильм, либо дать некоторую волю фантазии и проследить несколько типических случаев, выбрав студента первого курса и выпускника, исследовать их проблемы и способы их разрешения.
    Думаю, что не ошибаюсь, предполагая наличие большого интереса к такому фильму. Я также полагаю, что будет не очень сложно убедить университет и научно-исследовательский центр предоставить около 20000 долларов на производство картины. Что вы думаете по этому поводу? Можем ли мы встретиться для более детального обсуждения проекта?

    В двух рассмотренных примерах предложение исходит от автора-продюсера. Иногда происходит наоборот: спонсор или телеканал объявляет творческий конкурс по какой-либо общей теме. Тогда развити индивидуального решения этой темы целиком зависит от авторов. Вот ка выглядит одно из последних обращений Британского Центр Иммиграции:

    Основное предложение или идея

    Творческий конкурс
    Британский Центр Иммиграции планирует создание серии короткометражных документальных фильмов о проблемах прибывающих в Англию иммигрантов и процессе их успешной ассимиляции. Предложения, не превышающие объем трех машинописных страниц, должны быть поданы в трех экземплярах. Продолжительность фильма — 20 минут, выделяемая смета на каждый фильм — 15000 долларов. Предложения принимаются в Центре до 31 июля.

    Вариант заявки на участие в конкурсе:
    Оркестр
    Фильм рассказывает о необычном манчестерском оркестре, состоящем из тридцати индусов, выходцев из Нью-Дели и Мадраса. Они живут в Англии уже пять лет. Далеко не все из них свободно говорят по-английски. Многие участники оркестра в Индии были профессиональными музыкантами, но сейчас они осваивают новые профессии, чтобы зарабатывать на жизнь в Манчестере.
    Три года назад под руководством и по инициативе Асоке Бадра они организовали ансамбль индийской народной музыки.
    Три раза в неделю они встречаются на репетициях. За последний год они дали большие концерты в Манчестере и Лондонском Концертном Зале. На будущий год оркестр приглашен выступать в Линкольн-Центр в Нью-Йорк.
    Мы считаем, что знакомство с оркестром и его участниками позволит рассказать о необычном и эффективном решении проблемы ассимиляции иммигрантов.

    Предложение подразумевает рассказ об этих людях, их проблемах, отношению к новой стране. В результате получится оптимистическая история Вполне очевидно, что тема оркестра станет ее изящным обрамлением.
    Я обдумывал эту тему, но не пробовал предложить ее заказчику. Тем более мне было интересно, когда, спустя несколько лет, я узнал, что Джим Браун, кинематографист и профессор университета из Нью-Йорка, только что закончил документальный фильм об оркестре иммигрантов из России в Америке.


    Обсуждение будущего фильма со спонсорами или заказчиками


    Предположим, вы получили благоприятный ответ на ваше первоначальное предложение. Врач, спонсор, канал или агентство заинтригованы. Они хотели бы подробнее ознакомиться с идеей предупредив, что окончательно еще ничего не решили. Вам назначена встреча. В повестке дня скорее всего будут следующие пункты: тема и задачи фильма; аудитория, на которую он рассчитан; трактовка идеи; бюджетные и временные ограничения. Тщательно обдумайте эти вопросы, чтобы не раздумывать над ответами. Помимо этого вы должны решить, какие вопросы обсудить со спонсором, чтобы впоследствии, когда вы начнете серьезно работать над фильмом, не возникало серьезных недоразумений.


    Тема и задачи фильма


    Независимо от того, каким будет фильм и кто его финансирует, важно с самого начала определить тематические границы и задачи фильма. Нужно стремиться к четкой формулировке или основному определению, из которого станет ясно, о чем фильм, что и кому он должен рассказать и какой цели достичь. Прежде, чем что-либо обсуждать, необходимо решить эти вопросы для себя. Толковая формулировка предназначена не только для спонсора. Она не позволит вам отклониться от темы в процессе создания фильма.
    Постарайтесь понять, зачем вы снимаете фильм. Он может выполнять множество функций, и вы должны иметь о них представление. Фильмы бывают развлекательными, учебными, имиджевыми (корпоративными), предупреждают о скрытой опасности, становятся попыткой разбудить самодовольную общественность, в лучшую сторону изменить привычки и поведение людей. Возможно, ваш фильм выполнит все эти задачи или ни одной из них, но надо с самого начала знать, для чего вы работаете.
    Если тема задана спонсором, попытайтесь с самого начала выяснить отношение к ней. Почему она его интересует? Чего он ждет от этого кта и каких результатов старается добиться? В идеальном случае вы окажетесь единомышленниками, хотя так происходит далеко не всегда. 0 этому лучше сразу устранить недомолвки, чем впоследствии получать неприятные сюрпризы, которые будут отрицательно сказываться на работе.


    Аудитория будущего фильма

    Невозможно обсуждать задачи фильма, не учитывая зрительскую аудиторию. Выясните все о потенциальном зрителе сами или проконсультируйтесь со спонсором. Узнайте состав вашей аудитории, на какой зрительский круг рассчитан фильм и как лучше всего подать материал. Ответы на эти вопросы имеют существенное значение. Написание сценария для телевидения — сложный процесс, так как телеаудитория весьма обширна. При создании телевизионного документального фильма нужно рассчитывать на все возрастные группы, от четырнадцати до семидесяти пяти, все образовательные уровни, различную религиозную и социальную ориентацию.

    Что нужно знать о потенциальном зрителе?

    Во-первых, общий состав аудитории. Кто конкретно будет смотреть фильм? Какого возраста ваш зритель? Каковы его политические и религиозные взгляды? Для какой аудитории вы работаете: городской, сельской, искушенной, образованной, непрофессиональной, безработной? Ответы на эти вопросы помогут вам вступить в прямой диалог с аудиторией, а не подниматься выше ее уровня, опускаться ниже его или вовсе игнорировать.
    Далее, вам необходимо знать, в каком контексте будет демонстрироваться фильм: в школе, церкви, университете, по телевидению во время массового просмотра или в поздние ночные часы. Рассчитывая на прайм-тайм, придется несколько смягчить заявку. Позднее время показа сокращает численность аудитории, но зато вы сможете продемонстрировать более радикальный и революционный подход к теме.

    Будет ли фильм демонстрироваться на шикарном банкете или в маленьком деревенском просмотровом зале? Рассчитан ли он на специфический круг зрителей в одной стране или его увидят во всем мире? Пойдет ли он в рамках сериала или самостоятельно?

    Очень важно прочувствовать и понять отношение аудитории к Какой точки зрения придерживаются зрители: знакомы ли они с Не испытывают ли они чувства страха или неприятия к ней? Существую^ ли какие-либо преодолимые или непреодолимые предрассудки? Выходцт ли тема за рамки типичного восприятия аудитории? Одобрят ли они подход к теме, выбранный в фильме, или будут против негсР Практические последствия решения этих вопросов очень важны Например, при работе над фильмом о контроле рождаемости иметь представление о том, на какую аудиторию вы рассчитываете, обязательно-католическую или протестантскую, консервативную или либеральную. То есть, вы должны понимать культуру и верования аудитории, к которой вы пытаетесь обратиться и на которую хотите оказать влияние. Если вы пренебрегли этим элементарным условием, даже технически крепкий фильм не найдет понимания у зрителей.


    Подходы к теме фильма

    «Каков будет ваш подход к теме? Как вы собираетесь сделать фильм?» — эти вопросы неизбежны при первой встрече со спонсором. На этом этапе я стараюсь по возможности кратко выражать свои мысли, по крайней мере, если тема мне мало знакома, или я недостаточно хорошо знаю спонсора. Прежде, чем окунуться в работу с головой, мне нужно время для ознакомления с предметом.

    В поиске решения фильма постарайтесь найти в теме какие-либо точки отсчета. Вот наиболее типичные из них:

    1. Ситуационные или личные конфликты;
    2. Наличие сильных или харизматических личностей;
    3. Возможные объекты особенного внимания;
    4. Изменения характеров или ситуации (мгновенные или постепенные).

    Существуют другие отправные точки, но вышеуказанные четыре пункта — наиболее продуктивные для обдумывания.
    Вопросов и сомнений возникает много, однако спонсор обязательно захочет услышать от вас хоть какой-нибудь намек на решение фильма. Если тема «ваша», вы долго работали над ней, то вам будет не трудно удовлетворить его любопытство. Неприятности начинаются, если вы не имеете ни малейшего представления о теме.

    Обсуждение будущего фильма со спонсорами или заказчиками.

    Иногда я просто тяну время. Работая над большими проектами, я непременное условие: прежде, чем определиться с решением темы, я должен провести предварительное исследование. Но если спонсоры все-таки настаивают, у вас не остается другого выбора, кроме как включаться прямо на месте. Даже если вы уверены, что придуманная сейчас идея будет твергнута вами сразу после окончания беседы.

    Впервые такой вопрос застал меня врасплох, когда я работал в овостях. Директор музея, где я снимал репортаж, ни с того, ни с сего поинтересовался, как бы я сделал большой фильм о музее. Я ни разу здесь не был и успел только один раз быстро пробежать по музею. Поэтому я сказал первое, что пришло в голову: мы могли бы показать экспозицию глазами двух восьмилетних детей. В этом возрасте человек любопытен, его взгляд на окружающий мир придаст теме новизну и необычность, разрушит стереотип интеллектуально-библиографичных фильмов о музеях. В конце-концов, я не получил заказ на фильм. Может надо было промолчать? Все-таки, я так не думаю.

    В отличие от меня мой друг получил заказ, потому что в нужный момент отважился высказать неординарную мысль, так как имел дело с людьми, обладающими развитым воображением. Ему тоже пришлось сразу включаться в тему, не имея никакой информации о ней. Государственная налоговая служба Вермонта решила в популярной форме убедить налогоплательщиков платить местные налоги. Имея слабое представление о системе налогообложения, Дейвид предложил такой сценарий: герой во сне возглавляет восстание против уплаты налогов. Он пользуется всеобщей поддержкой и популярностью. Но неожиданно везде появляются воры и бандиты, потому что нет денег, чтобы оплатить работу полиции, закрываются больницы и школы, наступает хаос. Герой в шоке просыпается и бежит заполнять налоговую декларацию. Такое жизнеутверждающее решение фильма отлично проиллюстрировало главную идею: налоги необходимо платить для обеспечения социального порядка.

    Одна из главных сложностей состоит в том, чтобы заставить спонсоров отказаться от собственного решения фильма. Это случается: они месяцами придумывали сюжет и подход к теме, а вы убеждены, что все их придумки — глупости. Например, они хотят запечатлеть в главной роли своего генерального директора или главного акционера, но вы считаете, что это загубит фильм. Если в идее нет ничего хорошего, ее нужно тактично убить в зародыше.

    Теоретически, лучше всего отложить обсуждение подхода к теме до завершения исследования, но это не осуществимо на практике, в особенности это относится к новостийным проектам, где срок между оформлением идеи и началом съемок настолько не принимается в расчет что считается несуществующим. В действительности вы сразу начинаете обдумывать подход, а последующее исследование либо подтверждает ваши интуитивные предположения, либо развенчивает заблуждения.

     


     

    Смотрите также

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Стоит посмотреть
Новое


Развитие


Афиша
16.11
19.11 16:00
19.11 20:00


Подпишись!






Реклама

Используйте только лучшие стоковые изображения и видео в своей работе!



Зарабатывайте и творите без ограничений!